Видео Фото Тексты

$('#s4').cycle({fx: 'scrollLeft', sync: 1, delay: -2000});
Поделиться:
История фестиваля «ОКНО В ЕВРОПУ»

1993 год. 19-26 декабря

Известные отечественные кинорежиссеры Савва Кулиш, Марлен Хуциев, композитор Микаэл Таривердиев, режиссер-документалист Владимир Коновалов и отечественные продюсеры Геворг Нерсисян и Андрей Симонов решают собрать в приграничном городе Выборге всех, кто в это трудное время снимает кино и рискует его прокатывать (1993 год многие называют самым тяжелым периодом в истории отечественного кинематографа). Идея превратить главный приз кинорынка-фестиваля (именно так поначалу назвали этот фестиваль) в поддержку картины в прокате и рекламе находит понимание в Госкино России. Там же, в недрах Госкино, рождается и имя - «Окно в Европу».

Выпадает первый снег, и в Выборг приходится пробираться сквозь снежные заносы. Гостиница «Дружба» становится домом фестиваля. Его «сердцем» - кинотеатр «Выборг». Заснеженные липы, круглая, мощенная булыжником площадь, старинные дома. В Выборг съезжаются производители, дистрибьюторы, актеры и режиссеры – знаменитые и пока еще нет. Двери фестивальных площадок открыты для всех, вход бесплатный, и нет свободных мест. Марлен Хуциев проводит в холодном зале кинотеатра «Победа» мастер-классы. «Макаров» Владимира Хотиненко, «Сны» Карена Шахназарова и Александра Бородянского, «Бездна» Владимира Басова-младшего, «Вива, Кастро!» Бориса Фрумина получают свои первые призы.

1994 год. 10-17 сентября

Сроки фестиваля переносят на раннюю осень. Мягкое северное солнце, ослепительно-красная листва деревьев, тихие закаты на берегах Финского залива, грибы… Гостям фестиваля по душе интеллигентная атмосфера общности. Кажется, будто все живут одной жизнью. Выборг – идеальное место для нее. В нем есть все: и старинные улочки, и рыночная площадь, и жадные до общения зрители. Город-сказка, город-декорация, город-сон.

На этот раз церемония открытия начинается массовым шествием. От гостиницы «Дружба» гости фестиваля вместе с выборжанами идут к кинотеатру «Выборг».

Тогда же по инициативе Саввы Кулиша участники пишут открытое письмо в правительство России с просьбой защитить и поддержать отечественное кино. Рождается идея сделать равноправным участником официальной программы кино документальное. На фестиваль приезжает легендарный документалист Артавазд Пелешян, а «Российские этюды» Вячеслава Орехова получают своего первого зрителя.

Среди победителей – «Увлеченья» Киры Муратовой. Впервые награды вручают в старинном выборгском замке, проливной дождь, церемония проходит по-феллиниевски: все - и участники, и массовка - стоят под натянутой прозрачной пленкой. Дождь не кончается, он становится знаком фестиваля. По его законам в день закрытия небеса изливают на творческие головы потоки ледяной воды. Но корабль все равно плывет.

1995 год. 21-27 августа

Третий фестиваль. Он обретает вес и авторитет. Участников и гостей все больше. Рождается идея - представление незавершенных кинопроектов. Зрители штурмуют двери кинотеатров. Жюри во главе со Станиславом Ростоцким с трудом пробирается на просмотры. Призы фестиваля получают фильмы «Лев с седой бородой» Андрея Хржановского, «Эликсир» Ирины Евтеевой, «Особенности национальной охоты» Александра Рогожкина. Вечером на «огонек» приезжают в Выборг актеры и режиссеры из Питера. В гостинице «Дружба» устраиваются импровизированные интеллектуальные капустники. Атмосфера способствует творчеству, и это уже визитная карточка.

Не утихают и дискуссии о судьбе отечественного кинематографа. Фестиваль постепенно становится лабораторией, где совершаются все новые и новые открытия. Показан фрагмент фильма Саввы Кулиша «Железный занавес». Полный вариант картины зрители Выборга увидят в декабре этого же года.

1996 год. 21-27 августа

«Фестиваль простился с детством». Так называлась одна из публикаций о IV кинофестивале «Окно в Европу». Президент фестиваля Савва Кулиш отмечает: «Сегодня и организаторы, и зрители ощутили, что фестиваль обрел почву под ногами, надежную прописку… Выборг – город кинематографический, здесь замечательные натурные площадки. Теперь здесь отмечается наградами, получает поддержку все лучшее, что снимается в России… »

Грустный и светлый мотив фестиваля… Памятный вечер Микаэла Таривердиева… На вечере выступают Савва Кулиш, Евгений Стеблов, Лидия Федосеева-Шукшина, Борис Хмельницкий и Станислав Ростоцкий. Идут фрагменты фильмов, музыку к которым написал Таривердиев.

Все ждут приезда в Выборг Алексея Германа для представления незавершенного проекта «Хрусталев, машину!» В пресс-центре фестиваля журналисты и участники сидят, стоят и даже лежат. Герман спокоен и ироничен, немного язвителен. Материалы картины представлены на видео, они ошеломляют, поражают, завораживают… Расходятся в тишине.

На площади перед гостиницей сколачивают дощатый подиум для вечерних гала-представлений. Для зрителей поют Борис Хмельницкий, Алика Смехова и Вадим Степанцов.

Призерами фестиваля становятся фильмы «Летние люди» Сергея Урсуляка, «За что?» Ежи Кавалеровича, «Принципиальный и жалостливый взгляд» Александра Сухачева.

Вечером на вокзале отъезжающих актеров обступают матросики в бескозырках и солдаты-пограничники… Хмельницкий расписывается на военных билетах и фуражках… Слезы… Обещания… Занавес…

1997 год. 11-17 августа

Пять лет дружбы и сотрудничества во времена, когда российское кино переживало самое трудное время. Станислав Ростоцкий отмечает в Выборге свой 75-летний юбилей. Ему присвоено звание «Почетный гражданин Выборга».

Презентация книги Микаэла Таривердиева «Я просто живу», «круглые столы», посвященные проблеме «Кино и деньги», презентация проекта Юрия Грымова «Му-му», поездки актеров на пограничные заставы.

Фестивальные призы увозят с собой Виталий Мельников за фильм «Царевич Алексей», Иван Попов за «Котенка» и автор фильма «Принцесса на бобах» Вилен Новак.

Событие фестиваля: юбилейный вечер кинорежиссера из Армении Фрунзе Довлатяна. Поздравить друга на один день приезжает в Выборг Ролан Быков. Друзья и зрители еще не знают, что приветствуют и поздравляют замечательного мастера в последний раз…

1998 год. 10-16 августа

Сергей Маковецкий получает приз с формулировкой «За олицетворение лучших тенденций в кино». Приезжает Сергей Снежкин, еще не зная, что его новая работа «Цветы календулы» получит главный приз фестиваля. Приз «За лучший актерский ансамбль» вручается тем же «Цветам»…

Поэтические вечера: памяти Геннадия Шпаликова, «Киномузыка времен «оттепели». Дина Корзун, в то время еще восходящая звезда, встречается со зрителями, представляя «Страну глухих» Валерия Тодоровского. Презентация проекта «100 фильмов о Москве» Саввы Кулиша…

Еще одно «знаковое» событие: открывается Аллея славы кинофестиваля. Первыми отпечатки своих ладоней оставляют на ней Станислав Ростоцкий, Вячеслав Тихонов, Анатолий Ромашин, Георгий Жженов и Алексей Петренко. Скоро и эта идея станет необыкновенно популярной в России.

1999 год. 9-15 августа

С VII кинофестиваля введено понятие конкурса «Выборгский счет». Голосование осуществляется как среди профессионалов от кино - участников и гостей фестиваля - так и среди зрителей. С триумфом проходят творческий вечер режиссера Саввы Кулиша, посвященный 30-летию выхода на экран фильма «Мертвый сезон», и вечер Николая Еременко-младшего, которому исполняется 50 лет. Отмечает свой юбилей и Александр Панкратов-Черный. Продолжают свою жизнь и ретроспективы, среди которых особое место в этот год занимает показ фильмов режиссера Карена Шахназарова.

Обилие специальных программ: «К 70-летию Василия Шукшина», «К 80-летию ВГИКа» (программа дебютов мастеров и выпускников одной из самых крупных школ кинематографии Европы); день Скандинавии… На ура принята картина Станислава Говорухина «Ворошиловский стрелок». Победителями фестиваля становятся фильмы «Барак» Валерия Огородникова, «Притяжение солнца» Игоря Апасяна, «Фара» Абая Карпыкова, «Чуча» Гарри Бардина. Приз за лучшую режиссуру получает Сергей Овчаров за ленту «Фараон».

2000 год. 12-19 августа

На этот раз в составе жюри – Кирилл Лавров, Даниил Гранин, Армен Медведев, Александр Миндадзе, Борис Жутовский и Лев Аннинский. Жюри напряженно работает: за время, прошедшее с первого фестиваля, кино словно бы очнулось, и фильмы, наконец, достойно соревнуются между собой. Зрителям тоже нелегко: мест в кинотеатре не хватает, хотя впервые, для того чтобы не устраивать давку, продаются билеты, впрочем, за абсолютно символическую плату.

Как и прогнозирует пресса, фильм Павла Лунгина «Свадьба» получает приз «За лучший игровой». Неожиданностью становится то, что Гран-при и приз «Выборгский счет» завоевывает анимация Гарри Бардина «Адажио».

Впрочем (и это было еще одной находкой), на фестивале «Окно в Европу» игровое, документальное и анимационное кино с самого начала существуют на равных.

Ретроспективы Николая Бурляева, Геннадия Полоки, презентация нового альбома сюрреалистической живописи Никаса Сафронова, приезд Клары Лучко и Светланы Дружининой с ее новым проектом «Тайны дворцовых переворотов». И конечно, на закрытии как всегда – гроза. Участники фестиваля и жители Выборга ждут у старинного замка, когда же она закончится. И она заканчивается. Закрытие под звездным небом. С надеждой на то, что у отечественного кинематографа грозы тоже позади.

2001 год. 11-18 августа

Фестиваль отмечен печатью горечи. За два месяца до фестиваля ушел из жизни его бессменный президент режиссер Савва Яковлевич Кулиш, а накануне открытия, по дороге на фестиваль, скончался Станислав Иосифович Ростоцкий. В переполненном зале кинотеатра «Выборг» проходит вечер памяти Саввы Кулиша и ретроспектива его картин. Здесь же, возле кинотеатра, участники фестиваля и жители Выборга прощаются с С. И. Ростоцким.

Игровое жюри возглавляет прошлогодний триумфатор Гарри Бардин. Впервые на фестивале три отдельных конкурса – игрового, документального и анимационного кино. И соответственно три жюри.

С утра до вечера фестивальный зал переполнен. Победитель конкурса «Выборгский счет» - фильм Михаила Аграновича и Олега Янковского «Приходи на меня посмотреть». Впервые на фестивале проводится конкурс-реванш, и фильмы «Механическая сюита» Дмитрия Месхиева и «101-й километр» Леонида Марягина обретают заслуженное признание. Полночи длится Антипрессконференция, где режиссеры и актеры получают возможность задавать вопросы журналистам и откровенно высказать все, что они про них думают. Оказалось, что иногда полезно поменяться местами.

Церемония закрытия впервые проходит без дождя. Бурные аплодисменты вердикту жюри. Награждены исполнители главных ролей в фильме Александра Сокурова «Телец», а сам фильм получает Главный приз.

2002 год. 9-17 августа

Юбилей накладывает особую ответственность на его учредителей и организаторов. Конкурсная программа собирает все самое интересное. В нее входят и фильмы мастеров - Киры Муратовой, Петра Тодоровского, Александра Рогожкина, Дмитрия Месхиева, и работы дебютантов – Александра Стриженова, Филиппа Янковского. Александр Сокуров представляет «Русский ковчег», на премьеру фильма приезжает директор Эрмитажа Михаил Пиотровский. А на закрытии Павел Лунгин показывает свою новую картину «Олигарх».

Жюри возглавляет режиссер Роман Балаян, в его команду входят продюсеры Владилен Арсеньев и Виктор Сергеев, писатель Андрей Битов, режиссер Сергей Урсуляк, кинокритик Антон Долин, актеры Леонид Мозговой и Нина Усатова.

«Главный приз» Выборгского фестиваля в конкурсе игрового кино получает «Кукушка» Александра Рогожкина. Уникальный случай единения профессионального жюри и зрителей: приз «Выборгский счет» также достается «Кукушке», которая делит первое и второе места рейтинга со «Звездой» Николая Лебедева.

Впервые на фестивале появляется приз «Открытие», его получает молодая актриса Виктория Толстоганова – действительно настоящее открытие этого года. «Приз Станислава и Андрея Ростоцких» достается фильму Петра Тодоровского «Жизнь забавами полна». Фонд Тарковского впервые вручает премию имени Андрея Тарковского, и первая ее обладательница - Кира Муратова.

Еще одним новшеством для Выборга-2002 становится ночной киномарафон, который проходит после закрытия в фестивальном кинотеатре.

Сергей Соловьев и Евгения Крюкова представляют еще незаконченную картину «О любви». Андрей Хржановский привозит проект «Полтора кота», снятый на основе прозы и рисунков Иосифа Бродского. Георгий Гаранян показывает в Выборге свой «Последний джазовый концерт».

В городе Высоцке открывают мемориальную доску на новой школе, которая носит имя Станислава Ростоцкого.

Отметить 35-летие фильма «В огне брода нет» в Выборг приезжают Глеб Панфилов и Инна Чурикова. Фестиваль поздравил с 50-летием режиссера и продюсера Карена Шахназарова, которому от имени «Окна в Европу» подарена сабля. В финале фестиваля отпечатки своих ладоней на Аллее славы оставляют замечательные актеры Сергей Шакуров и Лидия Федосеева-Шукшина.

2003 год. 9-16 августа

Проведение кинофорума совпадает с 600-летием города, и это, конечно же, добавляет торжественности ежегодной церемонии праздничного открытия фестиваля. Гостей больше, чем могут принять кинозалы, съезжаются журналисты из разных городов России. Кинотеатр «Выборг-Палас» реконструирован и обустроен по последней московской синема-моде. В жюри игрового кино входят режиссер Вадим Абдрашитов (председатель жюри), продюсер Рауф Атамалимбеков, дистрибьютор Алексей Рязанцев, кинокритик Вячеслав Шмыров, актриса Виктория Толстоганова, актеры Евгений Леонов-Гладышев и Юрий Кузнецов.

По фестивальной традиции Аллея актерской славы пополняется оттисками ладоней и именами замечательных актрис - Нины Меньшиковой и Ирины Скобцевой. На открытии показан анимационный фильм председателя жюри анимационного кино Александра Татарского «Красные ворота Расемон» и новая картина Вадима Абдрашитова «Магнитные бури». В разделе «Специальное событие» - фильмы «Отец и сын» Александра Сокурова и «В созвездии Быка» Петра Тодоровского.

В здании городской библиотеки, уникальном архитектурном сооружении работы знаменитого финского архитектора Алвара Аалто, проходит ставший уже традиционным «круглый стол». На этот раз он посвящается V съезду Союза кинематографистов, который состоялся во времена перестройки в 1986 году и принес российскому кино долгожданную свободу. В дискуссии принимают участие президент фестиваля Армен Медведев, сценарист Александр Бородянский, режиссеры Сергей Снежкин, Александр Прошкин, Гарри Бардин, Андрей Смирнов, а также журналисты, кинокритики и просто зрители - люди, которым небезразлична судьба российского кино.

Настоящий фурор производит и двенадцатиминутный ролик - представление зрителю в кинотеатре «Выборг-палас» нового проекта Ренаты Литвиновой «Богиня». Перед завершением фестиваля в Выборг приезжает Никита Михалков. Днем на пресс-конференции, а вечером в кинотеатре «Выборг-Палас» он рассказывает о своем новом проекте «Утомленные солнцем-2».

На первом месте в конкурсе «Выборгский счет» - картина Веры Сторожевой «Небо. Самолет. Девушка».

Триумфатором фестиваля становится фильм Алексея Учителя «Прогулка», который получает сразу три приза: Главный - в разделе игрового кино фестиваля, призы «За лучшую режиссуру» и «За лучшую женскую роль».

2004 год. 13-21 августа

Режиссеры, актеры, журналисты вновь погружаются в поезд «Москва - Выборг». Поезд трогается, направляется из Европы в… Европу…

Закладка новых мемориальных плит. На этот раз памяти Василия Шукшина и Ролана Быкова, которому в 2004 году исполнилось бы семьдесят пять. Свой концерт великому мастеру посвящает народный артист России Михаил Козаков.

Выдающийся российский мультипликатор Гарри Бардин представляет свою новую «Чучу-3». Фильмом открытия становится картина Ренаты Литвиновой «Богиня: как я полюбила». В старинной усадьбе парка «Монрепо» Вера Таривердиева представляет книгу «Микаэл Таривердиев. Я просто живу… Биография музыки».

В жюри игрового конкурса этого года входят Алексей Учитель (председатель), актриса Наталья Суркова, актер Виктор Сухоруков, драматург Наталья Рязанцева, кинокритик Дмитрий Салынский и продюсер Сергей Члиянц.

Победителями конкурса признаны «Время жатвы» Марины Разбежкиной и «Русское» Александра Велединского. Традиционный «Круглый стол» посвящен 20-летию выхода в свет картины Тенгиза Абуладзе «Покаяние», которая стала поворотным моментом в новейшей истории отечественного кинематографа. В главной выборгской библиотеке Аалто собираются знаменитые кинематографисты: главный редактор журнала «Искусство кино» Даниил Дондурей, режиссеры Роман Балаян и Гарри

Бардин, кинокритики Кирилл Разлогов и Юрий Богомолов, артист Михаил Козаков, композитор Владимир Дашкевич и другие участники кинофорума.

Национальный кинематограф - лицо страны. И через «Окно в Европу» зрители в очередной раз видят, какое оно, российское кино, сегодня.

2005 год. 12-20 августа

В один из дней фестиваля, собравшись на выборгском бульваре, горожане оказываются почти на Лионском вокзале. Так отмечает фестиваль «Окно в Европу» 10-летие картины «Прибытие поезда» и 110-летие кинематографа.

В зале знаменитой выборгской библиотеки Аалто собираются журналисты, критики, кинематографисты, среди которых - создатели реликтового киноальманаха: продюсер проекта и главный редактор журнала «Кинопроцесс» Вячеслав Шмыров, режиссеры Владимир Хотиненко и Александр Хван, актер и режиссер Александр Баширов. На ступеньках неформально рассаживаются недавние дебютанты, цвет молодого российского кино: Алексей Герман-младший, Илья Хржановский, Александр Котт, Николай Лебедев, Александр Велединский и Анна Меликян. Фестиваль отмечает 30-летие фильма Ильи Авербаха «Чужие письма», глубокая нравственная идея которого в свое время громко прозвучала в умах молодежи 70-х. На юбилей приезжают сценарист Наталья Рязанцева, оператор фильма Дмитрий Долинин, актрисы Светлана Смирнова и Ирина Купченко. «Коля - перекати поле» Николая Досталя удостоен «Золотой ладьи», спецприза жюри за лучший игровой фильм. «Большой золотой ладьи» по «Выборгскому счету» удостаивается картина Станислава Говорухина «Не хлебом единым». «Выборгский счет» определяет самое важное решение «Окна в Европу»: какое кино хочет видеть сегодня зритель. Победа на зрительском конкурсе картины с евангельской цитатой в названии свидетельствует, что по-прежнему «не хлебом единым жив человек».

2006 год. 11-18 августа

Впервые в истории фестиваля «Окно в Европу» по завершении конкурсной программы в знаменитой библиотеке Алвара Аалто проходит «Открытое заседание жюри». Каждый член судейской коллегии высказывает свою точку зрения по поводу фестивальной программы и общего положения дел в российском кино. Кроме жюри, за столом кинокритики, журналисты, представители кинопрокатных компаний, продюсеры, руководство российского кинематографа. Гостем заседания становится заместитель руководителя Федерального агентства по культуре и кинематографии Александр Алексеевич Голутва. По окончании дискуссии жюри под «Марш славянки» отправляется принимать решение.

Обилие юбилеев. 40-летие картины Станислава Говорухина «Вертикаль», 50-летие фильма Григория Чухрая «Сорок первый». Новый отпечаток ладони на выборгской Аллее славы - народного артиста СССР Олега Александровича Стриженова, специально приехавшего в Выборг на юбилей картины «Сорок первый».

Памятная плита композитора Микаэла Таривердиева, юбилейный вечер, посвященный 30-летию фильма «Восхождение» Ларисы Шепитько. Картину представляют Владимир Гостюхин и Людмила Полякова.

Еще один юбилей - фильма «Храни меня, мой талисман». На вечер в Выборг приезжают режиссер Роман Балаян и сценарист Рустам Ибрагимбеков.

Еще одна особенность - появление на фестивале целой обоймы работ молодых режиссеров. И самое большое количество наград увозит с фестиваля режиссер Рамиль Салахутдинов, режиссер фильма «Кружение в пределах кольцевой». Приз «Золотая ладья» за лучший игровой фильм жюри присуждает картине Николая Хомерики «977/Девять семь семь». «Мне не больно» Алексея Балабанова становится победителем конкурса «Выборгский счет», получая «Большую золотую ладью».

В программе «Представление проектов» впервые объявлено о начале работы над новым фильмом режиссера Светланы Проскуриной «Лучшее время года»… Фестиваль завершен. До отправления поезда «Выборг-Москва» пять минут. Вдруг кто-то кричит: «Посмотрите на небо!» Северный небосвод пылает сиянием. От мощного, точно удар большой кисти, пятна на Запад отлетает длинный мерцающий хвост, который через мгновение начинает подниматься и, разрастаясь по небу широкими лучами, образует венец. Поезд трогается… Над вагонами сияют чудесные сполохи северного сияния…

Флэш бэк: прибытие московского поезда на вокзал города Выборга. Цветы, смех, радость встречи…

Круг замкнулся.

2007 год. Небо над Выборгом.

Фестиваль пятнадцатый, юбилейный, запоминается необыкновенной жарой. Под выборгским небом, на крыше гостиницы «Дружба», организована импровизированная телевизионная студия программы «Дневник фестиваля «Окно в Европу», которая ежедневно выходит в эфир на канале РТР. Ее автор и ведущий - актер Виктор Сухоруков. Буквально на два часа приезжает в Выборг Рената Литвинова, чтобы представить свой новый режиссерский проект «Зеленый театр в Земфире».

С нетерпением ждет фестиваль приезда режиссера Павла Чухрая с первой копией его нового фильма «Русская игра» по мотивам гоголевских «Игроков». Картина занимает третье место в конкурсе «Выборгский счет», а профессиональное жюри присуждает фильму свой главный приз - «Золотую ладью». Комедия Станислава Говорухина «Артистка» побеждает в конкурсе «Выборгский счет». Фильмом закрытия фестиваля становится новая картина Виталия Мельникова «Агитбригада «Бей врага!». Народный артист России Виталий Мельников оставляет отпечаток своей руки для выборгской Аллеи звезд.

2008 год. Новые времена - новые лица. 8-16 августа

35 игровых фильмов, 21 анимационная лента и 30 неигровых показаны в Выборге, более 18 тысяч зрителей побывало на фестивальных просмотрах. Впервые рядом с основным фестивальным кинотеатром «Выборг Палас» раскидывается шатер, где размещается цифровой кинотеатр. Благодаря ему программа неигрового кино увеличивается почти в два раза. Здесь же показываются фильмы анимационного конкурса. Причем вход на эти просмотры свободный - без билетов и без аккредитаций.

В цифровом кинотеатре проходит и форум прокатчиков и дистрибьюторов «Наше новое кино», в котором принимают участие представители более пятидесяти кинотеатров России. Особый интерес для букеров - конкурс «Выборгский счет», на просмотрах которого участники форума воочию наблюдают живую реакцию зала. В рамках форума проходят премьера первой 3D-анимационной ленты «Приключения Аленушки и Еремы» и презентация проекта «Платон» (реж. Вартан Акопян) с Павлом Волей в главной роли.

Главный приз жюри игрового конкурса «Золотая ладья», приз Гильдии киноведов и кинокритиков России присуждены фильму «Каменная башка». (продюсер Сергей Сельянов, режиссер Филипп Янковский).

Первое место в конкурсе «Выборгский счет» делят комедия Оксаны Бычковой «Плюс один» и новая лента Станислава Говорухина «Пассажирка».

2009 год. Выборг: стремительный прогноз на завтра. 11–16 августа

XVII фестиваль российского кино «Окно в Европу» вполне мог бы войти в историю с эпитетом «стремительный». Сроки фестиваля сократились на два-три дня, а программа не уступала предыдущим смотрам по количеству конкурсных и внеконкурсных показов, а также различных мероприятий — творческих встреч, круглых столов, презентаций.

Гости и участники фестиваля жаловались, что не успевают за день обойти все фестивальные «точки», а к вечеру буквально падают с ног. Но, кажется, именно благодаря напряженному графику и разнообразной программе актуальная проблематика российского кинопроцесса и прогнозы на завтра выкристаллизовались особенно четко.

Диплом жюри анимационного конкурса был присужден фильму «Пудя» режиссера Сони Кравцовой, специальный приз «Серебряная ладья» достался ленте «Закон жизни» режиссера-дебютанта Ришата Гильметдинова, а главным призом, «Золотой ладьей», был отмечен фильм из проекта «Гора самоцветов» «Солдатская песня» Елены Черновой.

Жюри конкурса неигрового кино во главе с киносценаристом и телеведущим Львом Николаевым, отсмотрев свою программу, констатировало: «Документальный кинематограф жив!» — несмотря на отсутствие проката и очень скромные средства, которыми располагают создатели неигровых лент. Диплом жюри неигрового кино был присужден фильму Тофика Шахвердиева «Русская слава», «Серебряная ладья» досталась ленте Валерия Тимощенко «Русский заповедник», а «Золотая ладья» — картине Павла Костомарова «Вдвоем». Мемориальный Фонд имени Станислава и Андрея Ростоцких свой приз тоже присудил неигровому фильму, его обладателем стала режиссер Ирина Васильева за ленту «Второй».

Еще одним важным событием XVII фестиваля «Окно в Европу» в области неигрового кино стала киноакция памяти Виктора Цоя «Последний герой. Двадцать лет спустя». 15 августа 2009 года в 19-ю годовщину гибели лидера группы «Кино» кинокомпания «Невафильм», которая отреставрировала и «отцифровала» ленту Алексея Учителя 1992 года, провела показы новой версии картины с цифровых носителей в кинотеатрах многих городов России и СНГ.

В рамках фестиваля прошла презентация новых дистрибуционных и продюсерских проектов кинокомпании «Парадиз», среди которых два новых полнометражных 3D-анимационных фильма «Новые приключения Аленушки и Еремы» и «Кукарача», а также игровые фильмы: фантастическая романтическая комедия от создателей «Платона» «Поцелуй сквозь стену» (в ролях — Антон Шагин, Александр Адабашьян, Павел Воля, Иван Охлобыстин и другие) и криминальная драма режиссера Веры Сторожевой «Компенсация» с Гошей Куценко в главной роли.